Масштаб:      

Профсоюзная реформа в Казахстане: путь для новых трагедий?

25.11.2013
16 декабря 2011 года звук выстрелов Жанаозена навсегда разделил историю профсоюзного движения Казахстана на «до» и «после». Расстрел бастующих нефтяников и последующие приговоры их лидерам не оставили пространства для полунамеков и недоговорок, принуждая каждую из сторон социально-трудовых отношений открыто выступить со своей повесткой. Профсоюзы, работодатели и правительство республики равно осознали необходимость пересмотреть одряхлевшую и неэффективную систему трехстороннего взаимодействия.

Демократические профсоюзные организации Казахстана незамедлительно призвали к формированию эффективных институтов разрешения трудовых споров на основе ответственности работодателей и свободы объединения и коллективного представительства интересов работников. Однако власти предержащие рассудили иначе. Вместо необходимой трудовым отношениям страны, как глоток свежего воздуха, демократизации, было решено пойти по пути подавления всякой возможности легального разрешения конфликтов и полного контроля над объединениями работников.

В своей речи в ноябре 2013 года президент Назарбаев заявил о недостаточности «правовой ответственности за провоцирование социально-трудовых конфликтов» и необходимости усиления роли профсоюзов. За этими словами скрывается непосредственная отсылка к внесенному на рассмотрение Мажилиса (Парламента) проекту Закона РК «О профессиональных союзах».

Законопроект был подготовлен полугодом ранее Министерством труда, которое направило его в Международное бюро труда (МБТ) с просьбой «подготовить технические замечания» по тексту. Фактически эта процедура призвана легитимировать нововведения в сфере трудового права поддержкой наиболее влиятельного международного института.

Однако Меморандум, опубликованный в июне 2013 года экспертами МБТ, подвергает законопроект резкой критике. Комитет экспертов МБТ (орган рассмотрения жалоб по вопросам свободы объединения) уже направлял Казахстану свои замечания в связи с несоответствием его законодательства ратифицированной страной Конвенции № 87 о свободе объединений и защите прав объединяться в профсоюзы. В Меморандуме МБТ подчеркивается, что «предложенная реформа не решает [этих] вопросов», а напротив, усугубляет проблему.

В числе недостатков предложенной реформы названы широко трактуемый запрет на вступление в профсоюз работников государственных органов, существенные ограничения права профсоюзов на выдвижение требований и организацию забастовок, и др.

Особой критике МБТ подвергла разделы законопроекта, подробно и однозначно определяющие структуру профсоюзного движения в стране, в том числе — непосредственную вертикальную подчиненность территориальных и региональных организаций и организаций на уровне предприятия отраслевым профсоюзам и их республиканской ассоциации, а также обязательное вхождение всех профсоюзных организаций страны в эту структуру. «Как представляется, — говорится в Меморандуме, — вне этой заранее определенной структуры нельзя создать «самостоятельный» новый профсоюз на уровне предприятия», в то время как право на создание и вступление в профсоюзы предполагает свободное определение их структуры.

Одновременно МБТ привлекает внимание к тому, что предложенное законодательство «вводит профсоюзную монополию на отраслевом уровне, т.е. требует, чтобы [отраслевой] профсоюз был создан не менее чем половиной от общей численности работников или организаций, или чтобы он имел структурные подразделения в более чем половине регионов, городов республиканского значения, а также в столице страны».

Вывод МБТ однозначный: эти меры противоречат положениям Конвенции № 87, и правительству рекомендуется «рассмотреть вопрос о внесении поправок» в соответствующие статьи.

До внесения в Мажилис законопроект был действительно частично переработан, однако, содержательно все подвергшиеся критике МБТ пункты в нем сохранены.

Действующие демократические объединения работников Казахстана выражают свою нарастающую обеспокоенность предложенной реформой, видя в ней угрозу праву на объединение и собственной возможности отстаивать права своих членов. Профсоюзы Алматы, в том числе входящий в IUF Алматинский профсоюз работников агропромышленного комплекса, подписали совместное обращение, в котором называют предложенную жесткую и монополизированную структуру «большой ошибкой» и указывают на многочисленные противоречия как между законопроектом и действующими законами республики и международными нормами, так и между его отдельными статьями, и призывают к его пересмотру.

Конфедерацией свободных профсоюзов и Конфедерацией труда Казахстана разработаны и направлены в Министерство труда поправки к законопроекту, отвечающие как замечаниям экспертов МБТ, так и стремлениям профсоюзных организаций страны.

Эту позицию выразил председатель Алматинского профсоюза работников АПК Тастан Токсеитов: «Система социально-трудовых отношений в Казахстане, без сомнения, нуждается в реформировании, и профсоюзы поддерживают идею реформ. Но такие реформы должны открывать новые возможности для трудящихся республики реализовывать свои демократические и гражданские права, отстаивать право на достойный труд и достойную жизнь для всего населения страны. Когда трудовые конфликты не находят разрешения в процессе ответственных переговоров, это приводит к трагедии и несправедливости, как это случилось с протестовавшими в Жанаозене, с Розой Тулетаевой и другими осужденными по этому делу. Необходимо сохранять и развивать сложившуюся структуру профсоюзного движения со всем ее многообразием, которое отвечает многообразию и жизненным потребностям нашей экономики и стремлению трудящихся Казахстана к миру, процветанию и справедливости».

Источник: Международный союз работников пищевой промышленности (IUF)

Назад к списку статей